Легендарная история о создании полотна «Утро в сосновом лесу»
Недавно я публиковала пост о замечательном русском художнике Иване Ивановиче Шишкине (
https://vk.com/lublu4itatt?w=wall-131141049_219305), и была удивлена возмущением одной из подписчиц группы, написавшей в комментарии:
"Утро в сосновом бору" написана совместно с Савицким, но Шишкин не возражал, когда Третьяков вычеркнул Савицкого из соавторства. Очень негативно".
Это совершенно несправедливое заявление и стало причиной написания сегодняшнего поста.
То, что Константин Аполлонович Савицкий является автором знаменитых мишек, изображенных на полотне Шишкина «Утро в сосновом лесу», знают многие. Более того, изначально на холсте действительно стояло две подписи - Шишкина и Савицкого, но фамилию Савицкого собственноручно стер Павел Третьяков, купивший картину для своей галереи.
Скорее всего это произошло по причине того, что при покупке картины Третьяков видел лишь подпись Шишкина, Савицкий же расписался чуть позже. Поэтому, когда картина была доставлена в галерею, Павел Михайлович приказал принести скипидару и собственноручно стёр вторую подпись. Этот поступок мецената никак не отразился на дружбе двух художников. Иван Шишкин тогда отдал четвертую часть гонорара, то есть сумму в тысячу рублей Савицкому за соавторство.
Более того, художники всю жизнь оставались не только коллегами и добрыми друзьями, их связывали даже семейные узы. Савицкий крестил младшего сына Ивана Ивановича, названного в честь него - Константином. А позже он поддерживал друга, когда умерла его первая жена, а Шишкин, в свою очередь, помог Савицкому пережить самоубийство его супруги.
В тот тяжелый период жизни друга Иван Иванович сделал запись в своем дневнике, отмечая, что провидение заставляет художника страдать, воспитывая в нём Божий дар. И это было действительно так. В жизни Константину Аполлоновичу не раз пришлось испытать горечь утрат, но его всегда спасало любимое дело.
Что же касается истории создания картины, она весьма любопытна.
Встретившись как-то с Савицким, Шишкин поведал ему о своей задумке написать картину, где на фоне затуманенного леса изображались бы медведи. Спустя несколько месяцев пейзажист пригласил друга в мастерскую, отправив письмо, в котором говорилось: «Приходи, посмотри, какую я отмахал штуковину». "Штуковиной" оказалось «Утро в сосновом лесу», только без медведей. А Константин Аполлонович получил от друга предложение вписать в пейзаж семейку диких зверей.
Историкам до сих пор не понятен этот поступок живописца, ибо и до того, и после Шишкин всегда на своих полотнах весьма профессионально изображал и птиц, и животных самостоятельно. А в молодости он несколько лет брал уроки у известного анималиста профессора Р. Коллера.
Кстати, сохранились даже эскизы медвежьей семьи кисти мастера. Но, так или иначе, медведи были уступлены Савицкому, и под оконченным произведением появилось два автографа, вместо одного.
Использованы материалы:
https://kulturologia.ru/blogs/240619/43485/#ЛЧ_живопись#ЛЧ_15марта