Рекламный баннер 990x90px ban1
92.92
103.22
Рекламный баннер 728x90px main1

Этот день в истории

Этот день в истории.

15 октября родился Михаил Лермонтов.

«За Пушкиным - я чувствую, как накинутся на меня за эти слова, но я так думаю - Лермонтов поднимался неизмеримо более сильною птицею».

(с) Василий Розанов

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября (15 октября) 1814, Москва — 15 июля (27 июля) 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

Лермонтов: поэт без глянца

Детство

Когда Михаил Юрьевич родился, акушерке достаточно было одного взгляда, чтобы заявить родителям: мальчик умрет не своей смертью. С чего она это взяла — одному богу известно. Однако интересно, что сам Лермонтов тоже предсказывал свою гибель. За несколько месяцев до дуэли с Мартыновым в дневнике поэта появилось стихотворение, где звучали следующие строки:

«В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя…»

Впрочем, когда поэту было всего 18 лет, Лермонтов в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» предсказал свою судьбу:

«Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит…»

Когда Миша родился, родственники старались окружить его всеми мыслимыми благами. Уроки рисования, греческого, танцы, спектакли, кулачные бои, французские гувернеры, вызванные из Петербурга учителя… В процессе обучения происходили различные ситуации, показывающие характер будущего поэта-романтика. К примеру, предложение француза-гувернера отведать жаркое из галчат встретило решительный отказ юного воспитанника, зато тома Ломоносова, Державина, Батюшкова, Жуковского, Крылова и Пушкина пользовались у маленького Миши большим успехом и вдохновляли его на собственное творчество. Как-то раз Лермонтов вздумал читать свои стихи под названием «Стансы К***" двоюродному брату. Именно творчество упомянутых выше поэтов сформировало в юноше любовь к культуре.

Помимо любви к сочинительству стихотворений, Михаил Юрьевич с детства увлекался живописью. Учителя, нанятые бабушкой будущего поэта, помогли Лермонтову сформировать вкус и стиль.

В детстве Миша часто убегал на природу, чтобы сделать карандашом пейзажные наброски. К сожалению, детские рисунки Лермонтова не дошли до нас. Однако работы, созданные поэтом в 30−40-ые годы XIX столетия, сохранились.

Лермонтов и публика

Самые ранние стихи Лермонтова, дошедшие до нас, были написаны шестнадцатилетним юношей. Вдохновляли на написание лирики поэта в первую очередь такие личности, как Пушкин, Байрон и Гёте.

Бабушка Лермонтова хвалила стихи внука за то, что там «нет нонишней модной неистовой любви». Правда, когда Михаила Юрьевича сослали за знаменитое стихотворение «Смерть поэта» на Кавказ, бабушка вообще пожалела, что внука учили литературе.

На фронте Кавказской войны Лермонтов встретил сосланного поэта-декабриста Александра Одоевского. Они подружились, и участник восстания 14 декабря 1825 года высоко оценивал лирику Михаила Юрьевича.

При жизни у Лермонтова вышел всего один сборник. Тогда этим не гордились. Карьера литератора в те времена — это вообще не карьера, скорее, развлечение гвардейца в свободное время.

Стихи Лермонтова публика встречала неоднозначно. Сегодня мы учим наизусть «Последнее Новоселье», а вот Белинский называл эти стихи коротко — «дрянь». Однако всё тот же Виссарион Григорьевич так говорил о Лермонтове: «В нем все дышит самобытною и творческою мыслию».

Император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли, сказал две фразы. Одна стала популярной: «Собаке — собачья смерть». А вот о другой всё время забывают: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Наиболее высоко Лермонтова в XX столетии оценил философ Дмитрий Мережковский, творивший в период Серебряного века. Мыслитель назвал автора «Героя нашего времени» «поэтом сверхчеловечества».

Дуэль, которая не должна была состояться
Познакомившись с обычаями горных народов во время Кавказской войны, Лермонтов начал уважать кавказцев. Его друг Мартынов, напротив, одним своим внешним видом (офицер любил носить подражательную черкеску) показывал пренебрежительное отношение к горцам. Однажды Лермонтов пошутил о Мартынове при дамах. Друзья поссорились и назначили дуэль.

Опытные дуэлянты, бывшие в окружении молодых людей, отправили Лермонтова в вечер ссоры с бала домой. Мартынову нанесли визит, его пытались отговорить от поединка. Однако Николай Соломонович терпеливо ждал часа мести.

Секунданты назначили дистанцию в 30 шагов. Отмерив положенное расстояние, секундант Глебов бросил к ногам шапку. Позже подошёл секундант Васильчиков и пнул её ногой так, что она улетела ещё на несколько метров. Никто не возражал — это был хитрый план друзей Лермонтова и Мартынова по предотвращению кровопролития. Время тоже было предусмотрено: вечер, дождь, местность заволокло туманом. Видимость была, откровенно, плохая.

Как вспоминал Глебов, по дороге на дуэль Лермонтов не отдавал никаких предсмертных распоряжений и делился планами двух будущих произведений: «одного из времен смертельного боя двух великих наций, с завязкою в Петербурге, действиями в сердце России и под Парижем и развязкою в Вене, и другого из кавказской жизни, с Тифлисом при Ермолове, его диктатурой и кровавым усмирением Кавказа, персидской войной и катастрофой, среди которых погиб Грибоедов». Он сожалел, что не получил увольнения в Петербурге и предвкушал отправиться в экспедицию. Уже стоя напротив Мартынова и укрываясь рукой с поднятым вверх пистолетом, он сохранял спокойное выражение лица. Лермонтов не собирался стрелять: «Рука на него не поднимается», — говорил он про Мартынова, а незадолго до дуэли повторил: «Стану я стрелять в такого дурака».

Мартынов попал прямо в сердце, пуля прошла навылет. С похоронами Лермонтова возникли проблемы. Понимали, что хоронить поэта нужно по православному обычаю. Но из-за того, что Лермонтов — дуэлянт, а, стало быть, самоубийца, ни заупокойной, ни места на кладбище ему не полагалось. Батюшку уговаривали дарами — в обмен на дорогую икону в серебре. Через несколько дней Лермонтова похоронили в Пятигорске.

Парус привередливый
Что для нас сегодня Михаил Лермонтов

Лермонтов. Его литературная слава — в разные времена — всегда оказывается в тени других современников. Почему так случилось? И какое место в поэзии он занимает сегодня?

Наталья Иванова, литературный критик

«Когда я начал марать стихи» — так мог бы написать или сказать Бродский, но это Лермонтов.

«Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша она была или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей». Так мог бы написать Набоков, но это записал Лермонтов.

Жизнь, как известно, несправедлива, литературная жизнь — тем более. Речь не только о незамеченных талантах, порой весьма крупных, известность к которым приходила после смерти. Или вообще не приходила.

Речь о великом таланте, который неизбежно находится в тени гения, исторически близкого.

В мифологическом пространстве русской литературы, где обязательно кто-то кого-то роди (Пушкин роди Гоголя, Гоголь — Достоевского и т.д.), Лермонтов — младший брат Пушкина. «Наедине с тобою, брат, / Хотел бы я побыть: / На свете мало, говорят, / Мне остается жить!». Обращено не к нему, но сейчас читается как обращенное и к нему, Пушкину.

Всего четыре года отделяют гибель Лермонтова от смерти Пушкина, а младше его Лермонтов был на пятнадцать лет. Сжатое время жизни. Еще более сжатое, чем у Пушкина.
Однако имя Лермонтова отлилось в каноне, считай, на три литературных века: золотой, серебряный и советский. На постсоветском веку его подзабыли. У нас же литературного добра навалом — собрания сочинений библиотеки не берут.

В советское время имя Лермонтова приваривали идеологической арматурой к патриотизму и гражданской поэзии (но и тут он попадал в тень еще более приваренного Некрасова). Конечно, «Валерик»! «Бородино»! «Скажи-ка, дядя…». Дядя в «Онегине» — источник богатого наследства, то есть благополучия, для Евгения. Дядя в «Бородине» — источник патриотической памяти, которую к тому же можно при случае применить и направить.

Но Лермонтов всегда был неудобен. Начиная с голоса, нарушающего приличия в светском и околосветском обществе. «Смерть поэта» распространялась, как пожар, в тысячах экземпляров, на что последовал немедленный арест поэта (помещен в одной из верхних комнат Генштаба, там, где сейчас располагается новый Эрмитаж), а также резолюция Николая I — «старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он». С тех пор Лермонтов стяжал не только славу, но и крайнюю неприязнь, если не ненависть императора. Может, Николай и не говорил «собаке — собачья смерть», как приписывает молва, но уж точно следил, это задокументировано, чтобы бунтарь Лермонтов был на первой линии фронта, где пуля поскорей его бы догнала. Да и в новом патриотическом размышлении — не мог поэт-патриот, поэт-офицер написать «Прощай, немытая Россия, / Страна рабов, страна господ, / И вы, мундиры голубые, / И ты, послушный им народ» — Лермонтов как автор ставится под сомнение. А ведь написал. Нет заверенной авторской рукописи? Перечитайте текст и представьте теперь его «хранителя». С росписью «Подлинно. Лермонтов».

В тени, да. Но «Демон», «Мцыри», «Дума»? Одиночка и бунтарь. Резкий полемист. Прямая речь. Напор и гнев. Совсем не Пушкин. Его «Пророк» сравните с «Пророком» лермонтовским — пушкинскому пророку (после операции шестикрылого серафима на открытом сердце) все в мире внятно; у нашего героя пророк — это пустыня, каменья, одиночество. А Печорин — в диалоге с «Онегиным» выбрано Лермонтовым это имя!

Русский роман (не в стихах) и растет от «Героя нашего времени» — не только как специфический «русский роман» Толстого и Достоевского, Битова и Маканина. Опередившая на целый век литературное развитие композиция, дерзко перетасовавшая пять повестей; прозрачный язык, сущностные вопросы к бытию и Богу, изящный слог… Так выходит к нам из тени писатель, погибший в неполных двадцать семь — возраст, когда нынешние «молодые литераторы» еще ходят в детский сад на форумах, которые для них устраиваем мы, заботливые «взрослые».

Перефразируя название книги Абрама Терца, он же Синявский, «В тени Гоголя», в случае Лермонтова можно сказать: «В тени Пушкина».

Но не случайно Борис Пастернак посвящает «Сестру мою жизнь» Лермонтову, даже не «памяти Лермонтова», как мог бы, — нет, Лермонтову живому. Лермонтову как собеседнику — с его Демоном, Тамарой, всем лермонтовским Кавказом в придачу. Для Пастернака Лермонтов вообще стал «ролевой моделью» — именно отсюда растет преследовавшая всю жизнь Пастернака мысль, что без романа писательской, да и поэтической судьбы не получится, что лермонтовский бунтарский дух надо продолжить не только «Сестрой» — отсюда «Доктор Живаго» и судьба этого романа как авторская провокация, как вызов на дуэль всей системы, союзписательской — это минимум. Что и было почувствовано властью.

Но вернемся к Лермонтову-поэту, наследство которого приняли ранний Пастернак и ранний Мандельштам с его «Впереди густой туман клубится…», этот туман долетел с «Выхожу один я на дорогу. Сквозь туман / Кремнистый путь блестит» — стихов, которые знает наизусть и поет в застолье, когда душа требует, каждый русский человек вне зависимости от сословия и образования.

Удивительны независимость оскорбленного гражданского чувства, достоинство, внутренняя свобода («я б хотел свободы и покоя…») в совсем юном человеке, но и пророчество знаменитое: «Настанет год, России черный год, / Когда царей корона упадет». После смерти Пушкина он вернул поэзии обостренное общественное сознание, не пожертвовав гармонией стиха, как будто младший брат был вынужден в силу этих трагических обстоятельств внезапно и резко повзрослеть после всех своих шуток и шуточек, «Юнкерских поэм» порой на грани пристойности. Взял на себя груз наследства. Всего на четыре, повторяю, года. Видимо, предчувствуя короткость отпущенного времени, он торопится, работает много, плодотворно, концентрированно, обнимая прощальным взглядом и ландыш, и спелую сливу, и желтеющую ниву, — рядом с трагическим присутствием смерти «в полдневный жар, в долине Дагестана». Он постоянно помнит о смерти и видит себя после смерти, отлетев. И «она» его видит. Самые таинственные стихи в русской поэзии.

Не забудем и о драме «Маскарад», заворожившей наш театр на полтора столетия и по сей день не сходящей со сцены не только русской — напомню, что Римас Туминас еще до знаменитого вахтанговского спектакля поставил «Маскарад» у себя в Литве. Абсолютно не случайно мистическое совпадение — премьера мейерхольдовского «Маскарада» в Александринке (восстановленного Валерием Фокиным) и февральская революция. Когда Василий Васильевич Розанов пишет с отчаянием, что Россия «слиняла в три дня», я почему-то вижу публику, выходящую в гардероб после «Маскарада». Розанов продолжает: «Ни шапок, ни шуб не оказалось».

31 декабря 1831 года, по воспоминаниям современников, Лермонтов появился на маскараде в Благородном собрании в костюме астролога. С «Книгою судеб» под мышкой.

Что же вынул из «Книги судеб» этот астролог? Про революцию мы уже сказали. Есть и другие судьбоносные события.
Год 1914-й, столетие Лермонтова,— начало Первой мировой.

Год 1941-й, столетие смерти Лермонтова,— начало Великой Отечественной.

Страна должна испытывать трепет, когда стрелки часов истории приближаются к датам его рождения и смерти.

Впрочем, с Лермонтовым всегда так.

Иногда спрашивают: а есть ли гражданская лирика сегодня? Ну если речь о рифмованной публицистике, то она ушла со сцены еще до ухода условного Евгения Евтушенко.

Но лермонтовское бунтарство, независимость и принципиальный нонконформизм безусловно присутствуют у поэтов разных поколений — Елены Фанайловой и Галины Рымбу, Андрея Родионова и Всеволода Емелина.

#Библиобус #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #Лермонтов #15октября

Источники:

Википедия

Лермонтов: поэт без глянца

Парус привередливый. Что для нас сегодня Михаил Лермонтов

Ещё по теме:

Лермонтов: поэт без глянца. Школьные учителя не рассказывают о самых необычных эпизодах из жизни Михаила Лермонтова

Трудно быть лишним

«Любил я трижды – трижды безнадежно»: Любовь, месть и расплата Михаила Лермонтова

Лермонтов: гений, погибший в 27 лет

«Либо есть нечего, либо денег нет»

В день рождения Михаила Юрьевича Лермонтова сохраняйте себе и слушайте его бессмертные произведения!

Факультатив по истории. Лермонтов без глянца

«Мне нужно счастье, которое покупают за деньги»

Фильм "Лермонтов"

За что ругали Лермонтова

Лермонтов в кино

Жить быстро, написать «Маскарад»

[https://vk.com/bibliobus?w=wall-5197510_39105|Михаил Лерм4:361:5923:0733:32

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3