Дорогие коллеги, в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих
наставническую деятельность , 2023 год - объявлен Годом педагога и наставника. В помощь вашей работе обзор литературы "Образ учителя в художественной литературе" Учитель, ученик, школа. Эти слова неразрывно связаныПоказать ещё между собой. С педагогами мы проводим внушительный отрезок юности. Они встречают нас маленькими, а провожают из школы почти взрослыми. Многие из нас начинают ценить школьных наставников только спустя годы. А тем временем, среди учителей есть истинные виртуозы своего дела, педагоги по велению души и с огромным талантом преподносить знания неокрепшим умам. Они разные: воспитатели, друзья, тираны, сочувствующие собеседники, чудаковатые, излишне впечатлительные, гениальные. Богат и многогранен мир школы, воссозданный в произведениях художественной литературы. Предлагаем вам познакомиться с обзором книг о школе и учителях.
Айтматов Ч. Первый учитель. Молодой учитель Дюйшен отправляется в отдаленный киргизский аул, чтобы учить там местных детей. За неимением средств, жители поселка переоборудовали под школу старую местную конюшню, где и происхо-дил процесс обучения. Маленькие ученики- обездоленные дети, кото-рые воспитывались так, что главный труд для них заключался в сель- скохозяйственной работе, но никак не в учебе.Среди них маленькая сирота Алтынай, которая после смерти своих родителей вынуждена была жить в семье своего дяди. Девочка не знала доброго отношения к себе, родные заставляли ее работать на земле, всячески препятство-вали тому, чтобы она посещала школу. Через некоторое время родные продали ее богатому человеку в жены однако благодаря вмешательству учителя, который обратился в правоохранительные органы, Алтынай удалось спасти. Дюйшен отправил девочку в детский дом, где она смогла продолжить учебу и благодаря этому смогла достичь высоких жизненных успехов.
Алексин А. Безумная Евдокия. Главные действующие лица произведения – одаренная ученица Оленька и учительница, которую девочка называет «безумной Евдокией» Учительница борется против эгоизма своей ученицы. Она считает, что «данный от Бога талант заслоняет человека от окружаю- щих и это является основной причиной эгоизма». Но это не означает, что учительница пытается препятстовать развитию творческих способностей Оли, она пытается привить девочке другой,не менее важный, талант человечности.
Быков В. В. Обелиск. В повести «Обелиск» рассказывается о непростой, трагической судьбе сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Он любил свою работу и учеников, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родите-лей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе. За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР.
Васильев Б. В. Завтра была война. В романе «Завтра была война» автор вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклас- сниками и учителями. Подлинным учителем, старшим другом, на-ставником на всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9 «б» класса директор школы и учитель географии Николай Григорьевич Ромахин. Он жил делами и заботами своих учеников. Ребят тянуло к директору, его уважали, хотя и побаивались.
Веркин Э. Книга советов по выживанию в школе. В школе учились все. Ну, если не учились,то хотя бы ходили в нее. Посещали. Просиживали. Протирали штаны. Поэтому эта книга окажется интересной всем. Тем, у кого школа осталась позади, будет приятно пощекотать нервы, вспомнить,так сказать, детство грозовое. Тем, кто учится в младших классах, эта книжка станет интересна чуть позже. А пока им будет интересно ее полистать, картинки посмотреть из будущей взрослой жизни.Но в основном она рассчитана на тех, кто учится в средних классах. На мальчишек и девчонок самого без- башенного возраста. Да и ученикам выпускных классов прочитать ее не помешает. У них школа уже почти позади – но страницы, посвященные выбору будущей профессии, их непременно заинте- ресуют. Ну и, конечно же, никого не оставит равнодушным глава про выпускной бал… Ну вот, вроде бы и все. Хотя нет. Ведь есть еще родители. Им данная книга тоже будет полезна. Поскольку сами родители давно закончили учебу. И если они забыли свои школьные страдания,то пусть почитают эту книгу. И вспомнят. А там, глядишь, и своих детей больше понимать станут.
Драгунский В. Денискины рассказы. Эти веселые и вместе с тем достаточно глубокие истории от лица Дениса Кораблева, ставшего уже школьником, интересно читать даже первоклассникам. Но и их родители с удовольствием перечитывают «Денискины рассказы», снова то сочуствуя Дениске и его другу Мишке, то смеясь над их приключениями. Учителя здесь –персонажи вроде бы и не главные, но их участие в судьбе мальчишек, конечно, велико.
Железников В. Чучело. Повесть “Чучело” впервые была опубликована 36 лет назад. Она стала популярна, по ней был снят знаменитый фильм, и тысячи мальчишек и девчонок могли узнать себя в героях Чучела”. “Чучелом” прозвали одноклассники Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудако-ватость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жесто-кими ребятами, скрывалось горячее, любящее сердце, тонкая, благо-родная натура и необыкновенно мужественный и честный характер. Много “чучел” живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.
Жвалевский А, Пастернак Е. Время всегда хорошее. В отличие от большинства книг из нашего обзора, эта сказочная повесть написана совсем недавно, но уже заслужила высокие оценки читателей, как взрослых, так и детей (точнее, подростков –книга именно для них). На ее страницах встретились два школьных мира: меняются местами мальчик Витя из1980 года и девочка Оля, живущая в 2018 году. Кроме понятных «технических» проблем, у героев возникает и немало трудностей в общении, в построении отношений. Оказывается, всего за несколько десятилетий и нормы общения, и школьные уроки, и даже понятие дружбы весьма изменились! Но подростки остались подростками, а учителя учителями…
Иванов А. Географ глобус пропил. Алексей Иванов (р.1969) с раннего детства живёт в Перми, и его можно назвать своего рода “гением места” этого края. Автор романов “Общага - на-Крови”, “Блуда и МУДО", “Сердце пармы”, “Золото бунта”, а также историко – публицистических книг, среди которых “Хребет России”, “Message: Чусовая”, “Увидеть русский бунт”. Иванов лауреат премии “Ясная Поляна». Внешне сюжет романа «Географ глобус пропил» не сложен. Молодой биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу. Он борется, а потом дружит с учениками, конфликтует с завучем, ведет девятиклассников в поход- сплавляться по реке. Еще он пьет с друзьями вино, пытается ужиться с женой и водит в детский сад маленькую дочку. Он просто живет…Но эту простую частную историю Алексей Иванов написал так отчаянно, так нежно и так пронзительно, что «Географ глобус пропил», как это бывает с замечательными книгами, стал историей про каждого. Каждого, кто хоть однажды запутывался, терялся в жизни. Каждого, кто иногда ощущал себя таким же бесконечно одиноким, как Виктор Служкин. Каждого, кто несмотря на одиночество и тоску, никогда не терял способность чувствовать и любить.
Искандер Ф. Тринадцатый подвиг Геракла. Рассказы Фазиля Искандера, наверное, одни из самых смешных произведений для школьников. Хотя смех тут - с большой долей иронии, подводящий к вполне серьезным выводам. Многим из нас, наверное, встречался в жизни такой же несгибаемый и невозмутимый учитель, как математик Харлампий Диогенович. И кто же, учась в школе, ни разу не попытался увильнуть от вызова к доске!
Лиханов А. А. Повести. Главная героиня в повести «Благие намерения» - молоденькая вы- пускница пединститута. Волею судьбы Надежду сразу после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где она оказывается не преподавателем литературы, как ожидалось, а воспитательницей первоклассников. Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки. Вот как в такой ситуации можно не повиноваться сердцу и не попы-таться помочь ребятишкам? Вот она и пытается, в силу своих возмож-ностей. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу- основные черты героини. В 1983 году повесть «Благие намерения» удостоена Международной премии социалистических стран имени М. Горького.
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Лучшая повесть Николая Носова, веселая, хотя вместе с тем и немного назидательная. Автору знаменитого «Незнайки» удалось очень просто и понятно рассказать о многих ребячьих проблемах. О том, как важна настоящая дружба и взаимовыручка, о том, как организовать свое время и поверить в свои силы, как стать ответствен-нее и взрослее. Главные персонажи – нерадивые ученики 4 класса. Это сам Витя и его товарищ - Костя Шишкин. Ребята приходят в школу, рассказывают о лете. А Витя вспоминает, что Ольга Николаевна – классная руководи-тельница - велела ему подтянуть на каникулах арифметику. История воспитает характер и расскажет о борьбе учеников со своими недостат-ками. Ну, а учительница – всегда рядом, готовая поддержать и направить своих четвероклассников.
Полонский Г. Доживём до понедельника. В повести прослеживается советская школа эпохи «оттепели»: столкно-вение первых ростков свободомыслия «детей» и консерватизма «отцов», которые сами уже не уверены в правильности выбранного пути, о творческом кризисе, переживаемом учителем истории, о его поздней любви, о его заступничестве за девятиклассника, чья дер- зость сулила изгнание из школы. Какого это- быть учителем и настав-ником, когда приходится вести одно из сложнейших сражений - сражение с самим собой? И что же такое счастье?
Поляков Ю. Работа над ошибками. Остроумная и полная тонкого психологизма книга о советской школе восьмидесятых годов. Молодой журналист в силу обстоятельств стано-вится школьным учителем, и не просто учителем, а классным руководи-телем взрослых детей с их проблемами, любовями и юношеским максимализмом. Отныне ему доступна та изнанка школьной жизни, о которой не принято было говорить – и о которой лучше бы не знать. Основное повествование разворачивается вокруг желания журналиста - учителя найти пропавшую рукопись, это становится коллективным делом их класса.
Прилежаева М. Юность Маши Строговой. Судьба молодой учительницы в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на многочисленные трудности, боль и голод, Маша смогла сохранить жизнелюбие, упорство, стремление к высокому, обнаруживая вдохновение на страницах классической литературы.
Распутин В. Г. Уроки французского. Герой рассказа приезжает из деревни учиться в райцентр, где находит-ся школа. Живется ему трудно, голодно - время послевоенное. В районе у него нет ни родных, ни знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади. В один из трудных моментов на помощь мальчику приходит молоденькая учительница французского языка – Лидия Михайловна. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказы-вается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман. Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».
Садовников Г. Большая перемена. В повести рассказывается о неопытном, но самоуверенном учителе истории, работающем в вечерней школе для рабочих, которые далеко не всегда воспринимают всерьёз молодого преподавателя. Однако многочисленные трудности не пугают Нестора Петровича, ему удаётся не только прийти к взаимопониманию со своим классом, но и вырасти духовно самому.
Тендряков В. Ф. Весенние перевертыши. Чудотворная. В повести «Весенние перевертыши» сквозной темой проходит образ учителя – математика Василия Васильевича Васильева, которого уче-ники прозвали Вася в кубе. Он уже стар, который год грозится уйти на пенсию, но не уходит. Его внешний вид и грозный голос наводят ужас на новичков, но ребята постарше знают, что это обманчивое впечатление. Он всегда готов прийти на помощь. Главный герой повести «Чудотворная» – Родька Гуляев случайно находит на берегу реки икону, и с этого момента для мальчика начинаются сплошные злоключения. На помощь Родьке приходят добрые и чуткие люди, такие, как учительница Парасковья Петровна, которая помогает ему встать на правильный жизненный путь.
Щербакова Г. Вам и не снилось. "Вам и не снилось" - самая известная повесть Галины Щербаковой, экранизированная Ильей Фрэзом и ставшая хитом советского кинопроката! История Юльки и Ромы навсегда пленила миллионы зрителей. Первая любовь, которую не одобряют родители, может стать трагедией. Особенно когда дело происходит в советской школе, где молодежь готовят к будущей взрослой жизни... смогут ли влюбленные отстоять свое право на счастье? или им суждено навсегда расстаться друг с другом? Как к отношениям детей относятся директор школы, классная руководительница Татьяна Николаевна – учитель русского языка и литературы... Разные характеры, разные подходы к ученикам..
Данные книги вы можете взять в районной центральной библиотеке.