Рекламный баннер 990x90px ban1
92.71
103.47
Рекламный баннер 728x90px main1

Дорогие коллеги!

Дорогие коллеги!

19 июля 2023 г. исполняется 130 лет со дня рождения Владимира Маяковского – русского поэта, драматурга, киносценариста, кино-режиссёра, киноактёра, художника, редактора журналов «Левый Фронт», «Новый ЛЕФ». При жизни у писателя было множество врагов, отрицавших его талант и значение для русской литературы.

А сразу после смерти он был назван лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи. Фигура В.В. Маяковского и при жизни поэта,

и после смерти - в эпицентре яростных споров. Кто он - подлинный новатор стиха или сочинитель «агиток» на злобу дня, создатель рифмованных лозунгов или нежный лирик? Фигура почти мифоло-гическая. О его творчестве говорили, что оно пронизано электри-чеством. Он с одинаковой страстью писал революционные, плакатные стихи, острую сатиру и любовную лирику.

«Поэт, как прежде равен маяку, так, словно путь не завершён, а начат…»

«Он маяку и ростом был под стать,

Когда в гудящий зал метнул впервые

Своих созвучий вспышки огневые

И повелел метафорам блистать»

Я. Хелемский

Владимир Маяковский родился в 1893 году в Грузии в с. Багдади Кутаисской губернии, где его отец, кстати, дворянин, служил лесничим. Мать же была из рода кубанских казаков. В 1906 году, когда Владимиру Маяковскому было 13 лет, умер его отец - от заражения крови: поранил палец иглой, сшивая бумаги. До конца жизни поэт боялся бактерий: всегда носил с собой мыло, брал в путешествия складной таз, возил с собой одеколон для обтираний тщательно следил за гигиеной. После смерти отца семья оказалась в тяжелом положении. Маяковский вспоминал: «После похорон отца - у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было». Здесь он поступает в IV класс 5-й классической гимназии. Он учился в одном классе с братом Бориса Пастернака Шурой. В московской гимназии юный поэт написал свое первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и опубликовал его в нелегальном школьном журнале. Семья бедствовала, и через год Владимир был исключен из гимназии за неуплату денег за обучение. Мать с сыном и двумя дочками переезжают в Кутаиси, где Владимир поступает в гимназию. Учился хорошо, выглядел старше своих лет, прекрасно плавал и мог постоять за себя. Из склонностей рисование, в чем он преуспел более всего. Здесь будущий поэт брал уроки рисования: с ним бесплатно занимался единственный кутаисский художник Сергей Краснуха. Когда волна первой российской революции докатилась и до Грузии, Маяковский - еще ребенком- впервые участвовал в митингах. Его сестра Людмила Маяковская вспоминала: «Революционная борьба масс оказала влияние также на Володю и Олю. Кавказ переживал революцию особенно остро. Там все вовлекались в борьбу, и все делились на участвовавших в революции, определенно сочувствовавших ей и враждебно настроенных». Именно здесь он начал читать агитационную литературу и участвовать в революционных демонстрациях В Москве знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой и вступает в партию большевиков.

В 1909–1910 годах Маяковского несколько раз арестовывали: он

вступил в партию большевиков, работал в подпольной типографии.

Сначала юного революционера отдавали «на поруки» матери, а в

третий раз посадили в тюрьму. Заключение в одиночной камере

Маяковский позже назвал «11 бутырских месяцев». Он писал стихи,

но тетрадь с лирическими опытами - «ходульными и ревплаксивы-

ми», как оценил их автор, - отобрали охранники. В заключении

Маяковский прочитал множество книг. Он мечтал о новом искусстве, новой эстетике, которая будет в корне отличаться от классической. Маяковский решил учиться живописи - сменил нескольких

преподавателей и через год поступил в Московское училище живо-

писи, ваяния и зодчества. Здесь молодой художник познакомился с

Давидом Бурлюком, а позже - с Велимиром Хлебниковым и Алек-

сеем Крученых. Маяковский вновь писал стихи, от которых его

новые товарищи были в восторге. Авангардные авторы решили

объединиться против «эстетики старья», и вскоре появился мани-

фест новой творческой группы - «Пощечина общественному вкусу». Футуристы выступали на собраниях - читали стихи и лекции о новой поэзии. За публичные выступления Владимира Маяковского отчислили из училища. В 1913–1914 годах прошло известное турне футуристов: творческая группа с выступлениями проехала с гастролями по российским городам.

Бурлюк ехал и пропагандировал футуризм. Но он любил Маяковского, стоял у колыбели его стиха, до мелочей знал его биографию, умел читать его вещи - и потому сквозь бутады Давида Давидовича облик Маяковского возникал таким материальным, что его хотелось потрогать руками.По приезде в город Бурлюк первым делом устраивал выставку футуристических картин и рукописей, а вечером делал доклад. Владимир Маяковский интересовался не только поэзией и живописью. В 1913 году он дебютировал в театре: сам написал трагедию «Владимир Маяковский», сам поставил ее на сцене и сыграл главную роль. В этот же год поэт увлекся кинематографом – начал писать сценарии, а спустя год впервые снялся в ленте «Драма в кабаре футуристов №13» (картина не сохранилась). Во время Первой мировой войны Владимир Маяковский состоял в авангардном объединении «Се-годняшний лубок». Его участники – Казимир Малевич, Давид Бур-люк, Илья Машков и другие - рисовали патриотические открытки для фронта, навеянные традиционным народным лубком. Для них создавали простые красочные картинки и писали короткие стихи, в которых высмеивали врага.

В 1915 году Маяковский познакомился с Осипом и Лилей Брик. Это событие в своей автобиографии поэт позже отметил подзаголовком «радостнейшая дата». Лиля Брик на долгие годы стала возлюбленной и музой Маяковского, он посвящал ей стихи и поэмы и даже после расставания продолжал признаваться в любви. В 1918 году они вместе снялись для картины «Закованная фильмой» - оба в главных ролях.

В ноябре того же года прошла премьера пьесы Маяковского «Мистерия-буфф». Ее поставил в Театре музыкальной драмы Всеволод Мейерхольд, а оформил в лучших традициях авангарда Казимир Малевич. Мейерхольд вспоминал о работе с поэтом: «Маяковский был сведущ в очень тонких театральных, технологических вещах, которые знаем мы, режиссеры, которым обучаются обычно весьма длительно в разных школах, практически на театре и т. д. Маяковский всегда угадывал всякое верное и неверное сценическое решение, именно как режиссер». «Революционный народный спектакль», как называла его переводчица Рита Райт, ставили еще несколько раз.

Спустя год началась напряженная эпоха «Окон РОСТА»: художники и поэты собирали горячие темы и выпускали агитационные плакаты - их нередко называют первой советской социальной рекламой. Работа шла напряженно: и Маяковскому, и его коллегам не раз приходилось задерживаться допоздна или работать ночью, чтобы выпустить партию в срок.В общей сложности было сделано до пятидесяти плакатов, до сотни вывесок, упаковок, оберток, световых реклам, рекламных стол-

бов, иллюстраций в журналах и газетах… Он не любил чертить и

вымерять, а делал все от руки. Нарисует сразу карандашом, без по-

марки, после обведет тушью и раскрашивает. Видно было, что

дается это ему легко и орудовать кистью ему приятно. Рисование

было для него отдыхом, и он делался в эти минуты особенно ласковым и нежным. Часто он звал меня, чтобы помочь буквы выписать или вычертить что-нибудь. Ярко воскресают в памяти часы, проведенные вместе с Володей за составлением рекламных плакатов. Вот

одна из записок того времени: «Родченко. Приходи ко мне сейчас же

с инструментом для черчения. Немедленно. В. Маяковский».

В 1922 г. Владимир Маяковский возглавил литературную группу

«Левый фронт искусств» (позже «левый» в названии сменилось на

«революционный»), а вскоре и одноименный журнал творческого

объединения. На его страницах публиковали прозу и стихи, снимки

авангардных фотографов, смелые архитектурные проекты и новости

«левого» искусства.

В 1925 году поэт окончательно расстался с Лилей Брик. Он уехал

на гастроли во Францию, затем отправился в Испанию, на Кубу и в

США. Там Маяковский познакомился с переводчицей Элли Джонс,

между ними вспыхнул короткий, но бурный роман. Осенью поэт

вернулся в СССР, а в Америке у него вскоре родилась дочь - Элен-Патриция. После возвращения из США Владимир Маяковский написал цикл «Стихи об Америке», работал над сценариями советских фильмов.

В 1928–1929 г.г. Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в Театре Мейерхольда. Поэт был вторым режиссером, он следил за оформлением спектакля и работал

с актерами: начитывал фрагменты пьесы, создавая нужные интонации и расставляя смысловые акценты. Очень Владимир Владимирович увлекался всякой работой. Уходил в работу с головой. Перед премьерой «Бани» он совсем извелся. Все время проводил в театре. Писал стихи, надписи для зрительного зала к постановке «Бани». Сам следил за их развешиванием. Потом острил, что нанялся в Театр Мейерхольда не только автором и режиссером, а и маляром и плотником, так как он сам что-то подрисовывал и приколачивал. Как очень редкий автор, он так горел и болел спектаклем, что участвовал в малейших деталях постановки, что совсем, конечно, не входило в его авторские функции. Обе пьесы вызвали ажиотаж. Одни зрители и критики видели в произведениях сатиру на бюрократию, а другие- критику советского строя. «Баню» поставили лишь несколько раз, а после запретили - до 1953 года.

Лояльное отношение властей к «главному советскому поэту» сме-нилось прохладой. В 1930 году ему впервые не одобрили выезд за границу. На поэта стала яростно нападать официальная критика. Его упрекали за сатиру по отношению к явлениям, якобы побежденным, например той же бюрократии, и чиновническим проволочкам. Мая-ковский решил провести выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты. Поэту помогали Лиля Брик, его новая возлюбленная актриса Вероника Полонская и сотрудник Государственного литературного музея Артемий Бромберг. В день открытия зал для гостей был переполнен. Однако, как вспоминал Бромберг, на открытие не пришел никто из представителей литературных организаций. Да и официальных поздравлений поэта с двадцатилетием работы тоже не было. Никогда не забуду, как в Доме печати на выставке Владимира Владимировича «Двадцать лет работы», которую почему-то почти Бойкотировали «большие» писатели, мы, несколько человек сменовцев, буквально сутками дежурили около стендов, физически страдая оттого, с каким грустным и строгим лицом ходил по пустующим залам большой, высокий человек, заложив руки за спину, ходил взад и вперед, словно ожидая кого-то очень дорогого и все

более убеждаясь, что этот дорогой человек не придет.Непризнание усугубила личная драма. Владимир Маяковский, влюбленный в Полонскую, требовал, чтобы она ушла от мужа, бросила театр и поселилась с ним в новой квартире. Как вспоминала актриса, поэт то устраивал сцены, то успокаивался, потом снова начинал ревновать и требовать немедленного решения. Одно из таких объяснений стало роковым. После ухода Полонской Маяковский покончил с собой. В предсмертном письме он просил «товарища правительство» не оставлять его семью: «Моя семья -это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо».

После смерти Маяковского весь архив поэта отошел Брикам.

Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, хотела соз-

дать мемориальную комнату, но постоянно натыкалась на бюрокра-

тические препоны. Поэта почти не издавали. Тогда Брик написала

письмо Иосифу Сталину. В своей резолюции Сталин назвал Мая-

ковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи».

Резолюцию напечатали в «Правде», произведения Маяковского

стали издавать огромными тиражами, а его именем называть улицы

и площади Советского Союза.

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3